04/05/20От Брундзы до Ладыгина: LADA в автоспорте
От Брундзы до Ладыгина: LADA в автоспорте
Комментарии
Ваш комментарий будет первым...
 

История автоспорта на ВАЗе началась в 1970 году. Мы продолжаем вспоминать тех, кто за полвека добывал славу для завода – самых быстрых и заслуженных, самых успешных и ярких. Сегодня Топ-10 пилотов, выступавших на автомобилях АВТОВАЗа.

Стасис Брундза

На счету замечательного литовского гонщика, талантливого инженера и отменного организатора высшее достижение АВТОВАЗа в чемпионате мира по ралли. В 1976 году со штурманом Арвидасом Гирдаускасом он занял 6 место в абсолютном зачете ралли «Акрополис». После чего продажи наших «лад» в Греции выросли вдвое. А подготовленный Брундзой ВАЗ-2103 стал предшественником целой серии гоночных машин Lada VFTS и Lada EVA, построенных на Вильнюсском авторемонтном заводе.

Каститис Гирдаускас

Даже если бы на счету литовского раллиста не было других достижений, его имя навсегда бы вошло в историю «АвтоВАЗа». Ведь именно Каститис добился первого большого успеха за рулем «Лады». В 1971 году он финишировал вторым в общем зачете ралли «Тур Европы», а в 1973-м выиграл эти состязания. Гирдаускаса называли раллистом от бога, и даже величали Бетховеном ралли – десятикратный чемпион СССР был настоящим импровизатором, натурой творческой, и почти без тренировок, с листа, мог показывать на спецучастках результаты, недоступные его товарищам по сборной страны.

Виталий Богатырёв

Водитель-испытатель ВАЗа стал 7-кратным чемпионом СССР и 11-кратным чемпионом РСФСР. А с 1978-го по 1980-й он трижды завоевывал серебро в Кубке дружбы социалистических стран. Эти состязания, в которых участвовали сильнейшие мастера кольцевых автогонок из Чехословакии, ГДР, Польши, Румынии, Венгрии, вполне можно было бы назвать малым чемпионатом Европы. Но не только за удивительную разносторонность – Богатырев праздновал успех на кольцевых и кроссовых трассах, был среди лидеров в зимних ипподромных гонках, дважды выигрывал соревнования «Серебряная ладья» в Тольятти – называли легендой вазовского автоспорта. В 1974-м он открыл секцию в сборочно-кузовном производстве, а к середине 80-х создал сильнейшую в стране гоночную команду.

Юрий Кацай

Мягкий, интеллигентный стиль и доведенное зимними треком и автокроссом до совершенства умение ездить по скользким дорогам принесло тольяттинскому пилоту три титула чемпиона СССР по кольцевым автогонкам. Причем все они были выиграны за рулем новой тогда ВАЗ-2105. В 1983 году Кацай стал вторым в Кубке дружбы соцстран, а в 1989-м Юрий выиграл этот престижный международный трофей для «кузовной» сборной Союза в последний раз.

Жаки Икс

Этот бельгиец, безусловно, стал самым именитым пилотом в истории ВАЗа: двукратный чемпион мира в гонках спорт-прототипов, вице-чемпион мира формулы 1, чемпион Европы формулы 2 и в кузовном кольце, победитель «Дакара»-1983. Но дело не только в титулах и победах. Именно благодаря Иксу, который в 1987-м стал по сути заводским пилотом ВАЗа в ралли-рейдах, в конце 80-х удалось построить конкурентоспособный автомобиль для участия в знаменитом марафоне. Помогли тесные связи Жаки с фирмой «Порше». В 1990 году бельгиец финишировал седьмым в абсолютном зачете и третьим в ралли «Тунис».

Борис Котелло

Многократный чемпион страны по автокроссу из Донецка стал водителем-испытателем ВАЗа и выиграл чемпионат России в 1994-м. В составе сборной он дважды становился серебряным призером и, наконец, установил высшее достижение для отечественных кроссменов – стал бронзовым призером личного чемпионата Европы. А ведь под капотом «Самары-Кросс» было 180 сил, а у чемпионской «Ауди»…550! Тем не менее Котелло опередил ее в Испании, став первым русским, кто выиграл этап европервенства за рулем русской машины.

Виталий Петров

Путь на вершину для первого русского, кто стал заводским пилотом формулы 1, и первого из тех, кто поднялся на пьедестал почета этапа чемпионата мира, начинался с автомобилей из Тольятти. В 2001-м будущая «Выборгская ракета» вышел на старт российского Кубка «Лада», в следующем году стал чемпионом этой серии – пять побед в пяти стартах! А в 2005-м Виталий участвовал в двух отечественных гоночных сериях: Кубке Lada Revolution и Формуле-1600 – и выиграл оба первенства. Причем за рулем «Революшн» Петров одержал 10 побед в 14-ти стартах. Так что уже счерез пять лет он оказался в кокпите «Рено» Ф1.

Роберт Хафф

К тому моменту, как 34-летний англичанин подписал контракт с заводской командой «Лады», на его счету были 23 победы на этапах первенства мира и чемпионский титул. К концу своего первого сезона за рулем «Лады Гранта ТС1» он стал любимцем тольяттинских болельщиков. Ведь Хафф первым принес русской марке победу на этапе мирового чемпионата – это случилось в октябре 2014 года в Шанхае. А через месяц в Макао Роб повторил свой успех. «Гранта» ехала сегодня совершенно фантастически!» – восхищался он на вершине пьедестала.

Габриэле Тарквини

Где только ни гонялся знаменитый итальянец! Он был чемпионом мира по картингу, чемпионом Британии, Европы и мира по кузовному кольцу и шесть сезонов провел в «Формуле-1». Но мы-то его любим не только за это. В 2016 году 54-летний Габриэле одержал 2 победы на этапах чемпионата мира WTCC за рулем «Лады Веста ТС1».

Кирилл Ладыгин

Имя автогонщика из Тольятти полтора десятка лет связано с вазовским автоспортом. В 2004 году Кирилл стал первым чемпионом серии «Лада Революшн», первого в истории России класса спортпрототипов. Через два года он повторил свой успех, а в 2011-м выиграл кубок России и кубок «Лада Гранта». С 2009 года Ладыгин учил ездить «Лады» в мировом чемпионате WTСС, а в последние три сезона выступает в чемпионате России по кузовному кольцу в классе «Туринг» на Vesta Sport TCR и приносит команде «Лада Спорт» призовые места в командном и личном зачете: «золото» в 2017-м, «бронзу» в 2018-м, «серебро» в 2019-м. Кроме того, Кирилл – семикратный победитель «Гонки Чемпионов».

источник и фото: automobili.ru

Партнёры